В последнее время участилось некоторое непонимание. Как со стороны зрителя, так и со стороны участников кинопроцесса. У последних часто сознательное. Арт-хаусом очень часто стали называть: 1)некоммерческое, 2)бессмысленное, 3)неудачное кино. Первый и второй пункты, по крайней мере, в сознании массового потребителя будут сопровождать арт-хаус всегда. Хотя и совершенно не обязательны. Да, действительно, арт-хаус как правило имеет скромные бюджеты, но это не значит, что он не окупается. По поводу бессмысленности, арт-хаус очень часто путают с трэшом или, по личному наблюдению, смотрят фильм не с начала и\или не донца. Или же
Кирилл Серебренников решил сделать доброе дело и показать на полстраны другое кино. Но канал ТВ3 стал так безбожно обрезать эти фильмы и так не вовремя вставлять рекламу, что часто ускользает сам смысл киношедевра. И от того, что Кирилла можно созерцать до и после фильма становится не легче, а тяжелее. Помнится, перед новым годом ТВ3 решило продемонстрировать в пять часов вечера
"Соломенных псов". Фильм, вошедший во многие неофициальные top-100 самых жестоких фильмов века. Собственно, в этом насилии, в человеческой жестокости, в попытке разобраться "почему?" и есть смысл фильма. ТВ3 срезал почти 20(!) минут. Зачем тогда было его показывать?!
Кажется, я незапланированно выплеснул свой праведный гнев. Вернёмся к нашей маленькой классификации. Третья категория - неудачное, попросту говоря, плохое кино. Бывает такое, что у режиссёра нет таланта (а ему кажется, что есть) и он снимает себе снимает, не может остановиться... Интересно почему графомания - это болезнь, а киномания - доброе пушистое слово и название программы? ;) Критики пишут, что плохо снимает, зрители на фильмы не ходят. А красавице-жене очень нравится. И он продолжает снимать. Очень часто используя клише арт-хаусного кино. В них-то и фишка.
Итак, для того чтобы стать непризнанным гением и снять арт-хаусный фильм нужно:
- Сюжет. Любовный треугольник. Он - учитель физкультуры, она - дочь его друга, погибшего во Вьетнаме, 2-й он, - собственно, тот самый друг. Зрителя нужно эпатировать. Ничего нового пока не придумали: секс и насилие. Секс - естественно инцест и некрофилия. Насилие - учитель постоянно крадёт из "живого уголка" зверей, мучит их и убивает.
- Операторская работа. Оператор-дебютант с плохой цифровой камерой. То, что доктор прописал. Картинка тоже должна быть "арт-хаусной"!
- Актёрская команда. Непрофессиональные актёры. Это модно и почти задарма. А может быть, ваш старый школьный физрук согласится сыграть за бутылку водки и вечную славу?
- Свет. Что будем делать со светом? А ничего. Так будет более загадочно и туманно.
- Музыка. Пусть музыку напишут знакомые со стрита. Боже упаси, ни одного мало-мальски известного имени!
- Сценарий. Ах, вот о чём мы вдруг вспомнили? К чёрту! Давно уже никому не нужны. Снимаем по наитию, тонко чувствуем момент, когда пора отдавать Петровичу камеру, сорри, заканчивать нетленку ;)
P.S. Да, и чуть не забыл. Если попросить младшую сестрёнку на асфальте мелом нарисовать собаку, то это уже Догма получится.
Рассказ Рэя Брэдбери "Полуночный танец дракона" (очень в тему)Настроение сейчас - кликабельное ;)