Событие года – "Савва. Ignis sanat" Леонида Андреева, реж. Николай Рощин, театр "А.Р.Т.О."
Лучший режиссер - Алвис Херманис, "Рассказы Шукшина", Театр наций
Лучший спектакль – "Троил и Крессида" Вильяма Шекспира, реж. Римас Туминас, Театр им. Вахтангова
Лучшая мужская роль – Большой роли не увидел. Назову команду вахтанговцев в спектакле "Троил и Крессида": Олег Макаров (Улисс), Виктор Добронравов (Ахилл), Сергей Епишев (Патрокл), Владимир Симонов (Пандар), Юрий Красков (Терсит)
Лучшая женская роль – Ирина Пегова - Царь-девица ("Конек-горбунок", МХТ им. Чехова), Яна Сексте - Марютка ("Сорок первый", МХТ им. Чехова)
Лучший дуэт – Мария Кононова и Кирилл Сбитнев - Олимпиада и Савва, "Савва. Ignis sanat", театр "А.Р.Т.О."
Лучший актерский ансамбль – "Гоголь. Вечера. Часть II", реж. Владимир Панков, ЦИМ + Soundrama + Театральные решения
Лучшая роль второго плана – Эдуард Чекмазов - Спальник ("Конек-горбунок", МХТ им. Чехова), Дмитрий Волков - Сперанский ("Савва. Ignis sanat", А.Р.Т.О.)
Лучший детский/семейный спектакль – "Конек-горбунок" братьев Пресняковых - Сергея Чекрыжова, реж. Евгений Писарев, МХТ им. Чехова
Персона года - Кристиан Люпа
Театр года – В Москве нет. Поэтому - Александринский театр
Гастроли года – Александринский театр, «Дом Бернарды Альба» Андреа Новикова (Швейцария), театр "У моста" (Пермь)
Надежда года - IV курс Сергея Женовача в РАТИ / ГИТИС
Дебют года – режиссерский: Гирт Эцис - "Ножи в курах" Дэвида Хэрроуэра, театр "Человек", актерский: студенты курса Валерия Фокина и Николая Рощина (Щукинское училище) в "Савве": Мария Кононова, Андрей Калинин, Алексей Паничев, Людмила Харитонова, Александр Поламишев и другие
Эксперимент года – "Сорок первый" Бориса Лавренева, реж. Виктор Рыжаков, МХТ им. Чехова как попытка разобраться в конфликте между эпохами и открыть новую тенденцию постановки советской литературы
Мистификация года - "Объяснить", реж. Иван Вырыпаев, "Школа современной пьесы"
Фестиваль года - "Коляда plays" (Екатеринбург), "Гогольfest" (Киев)
Лучший дипломный спектакль – "Лев Толстой. Сцены", реж. Михаил Станкевич, Александр Хухлин, Егор Перегудов, Екатерина Половцева, курс Сергея Женовача, РАТИ - ГИТИС
Новое качество – режиссер Иван Поповски в завершающем проект спектакле в Театре п/р Елены Камбуровой "Времена... года...". Режиссер школы Петра Фоменко нашел себя в принципиально иной театральной эстетике
Книга года – "Две Москвы, или Метафизика столицы" Рустама Рахматуллина. Из театральных могу назвать только те, к которым был причастен: сборник Мартина Макдонаха, "Семь финских пьес" и сборник инсценировок
Личное потрясение – "Николай Николаевич" Юза Алешковского, реж. Владимир Михельсон, Театр.doc
Спектакли за пределами Москвы – "Человек-подушка" Мартина Макдонаха, реж. Олег Гетце, Екатеринбургский ТЮЗ; "Любовью не шутят" Альфреда де Мюссе, реж. Геннадий Тростянецкий и Роман Ильин, театр "Открытое пространство" (Орел); "Иваны" по Н. Гоголю, реж. Андрей Могучий, Александринский театр; "Чайка", "Заратустра" и "Фабрика 2", реж. Кристиан Люпа; "Парадоксы преступления" Клима, реж. Алексей Янковский, Челябинский камерный театр; "Три сестры" Антона Чехова, реж. Атилла Виднянский, Театр драмы г. Берегово; "Мойщики" Ярославы Пулинович и Павла Казанцева, реж. Михаил Заец, Тюменский театр драмы; "Птица Феникс" и "Король Лир", реж. Николай Коляда, Коляда-театр, Екатеринбург; "Моя дорогая (Шерочка с машерочкой)" Николая Коляды, реж. Шамиль Дыйканбаев, Бишкекский национальный театр; «В поисках потерянного сотрудника», реж. Раби Мруэ, Бейрут, Ливан; «Неизвестный солдат» Вяйне Линна, реж. Кристиан Смедс, Хельсинский национальный театр, "Каприч'ио (двойной со сливками)", реж. Виктор Плотников и Владимир Филимонов, Курганский театр кукол; «Где-то и около» Анны Яблонской, реж. Дамир Исмагилов, Глазовский театр "Парафраз"; "Гамлет" Вильяма Шекспира, реж. Оскарас Коршуновас, ОКТ, Вильнюс; "Вершалин. Репортаж с конца света", реж. Петр Томашук, Театр "Вершалин", Супрасль, Польша; "Дело Дантона" Станиславы Пшибышевской, реж. Ян Клята, Театр вспулчесны, Вроцлав
Поездки года – Вена, Польша, Хельсинки, Алма-Ата, Полтава, Узбекистан, Уппсала
Фильмы года – "Контроль", "Морфий", "Русалка", "Все умрут, а я останусь", "Юрьев день"
За пределами списка – Мастер-класс Клима в Киеве на фестиваль "Гогольfest"
Потери года – Гарольд Пинтер, Сергей Перелыгин, Марку Пелтола, Егор Летов, Александр Солженицын, Алла Казанская
Пьесы года – "Соколы" Валерия Печейкина, "Хлам" и "Легкие люди" Михаила Дурненкова, "Наташина мечта" Ярославы Пулинович, "Ванькина шабашка" Анны Батуриной, "Жизнь удалась" Павла Пряжко, "Винтовка Мосина" Александра Архипова, "Титий безупречный" Максима Курочкина, "Дзюдо" и "Человеческая жизнь" Вячеслава Дурненкова, "Салтычиха" Вадима Леванова, "Пробка" Ксении Драгунской, "Видеокамера" Анны Яблонской, "Крылья" Натальи Мошиной
Провал года – «Визит дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Александр Морфов, Ленком
Позор года – наезды государственных организаций на дома актера в Москве и Екатеринбурге
Нелепость года – «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил» Михаила Салтыкова-Щедрина, реж. Алексей Дубровский, МТЮЗ
Разочарование года – "Шведская спичка" по А. Чехову, реж. Никита Гриншпун, Театр наций, "Битва жизни" Чарлза Диккенса, реж. Сергей Женовач, СТИ, "Дети солнца" Максима Горького, реж. Адольф Шапиро, Малый театр
Досада года - "Офис" Ингрид Лаузунд, реж. Роман Козак, Театр им. Пушкина
Знак вопроса, или Что это было? - "Паника" Мики Мюллюахо, реж. Александр Баргман, Белый театр, Санкт-Петербург
Инерция года – Дмитрий Крымов в "Опусе № 7", Школа драматического искусства
Абсурд года – ситуация вокруг журнала "Театр", который по-прежнему не выходит и, кажется, ничего не происходит и без надежд на изменение ситуации в ближайшем будущем
Раздражение года – «Замужество Марии Браун» Райнера-Вернера Фассбиндера, реж. Томас Остермайер - я больше физически не могу смотреть спектакли, где мужики без видимым оснований надевают женские костюмы
Тенденции года -
1) Реальность, zeitgeist не служат прямой мотивацией для подавляющего большинства театральных художников и театров к созданию художественных произведений. С большинства спектаклей совершенно невозможно считать дух, ритм, энергию современности. Прямое высказывание о насущном подменяется ностальгическими интонациями, уходом в виртуальную реальность, уходом в мир «искусства для искусства» или же возвращением в театр дурной иносказательности, характерной для эпохи запретов. Между театром и сегодняшним днем — пропасть, которая отзывается тем, что театр как вид искусства перестал выполнять любую общественно нагруженную функцию.
2) Причина первой проблемы - в театр не пришло новое режиссерское поколение. Ему не дали развиться, заматереть. Те центры современной пьесы и молодой режиссуры, открытые площадки, в которых возможны сколь угодно успешные дебюты, оказываются резервациями для новых тенденций и идей. Большие театры, театры с традициями и колоннами, театры со стабильным финансированием инертны в поиске новых имен, тем, сюжетов, идей. Между теми, кто обладает властью и возможностями, и теми, кто готов делиться идеями, — пропасть величиной в стагнацию.
3) Дату 31 января 2009 года забыть невозможно. На этот день в репертуаре студенческого театра ВТУ им. Щукина объявлена премьера пьесы Рэя Куни «№ 13». Впервые в истории коммерческий репертуар проник на сцену государственного театрального вуза. Сгладилась черта, разделяющая студенчество и суровую правду будничной жизни театра. Отныне студентов будут уже сразу в институте учить играть по законам рынка и бульварного театра.
4) Гастроли провинциальных театров стало крайне тяжело проводить в Москве. На любую европейскую фигню сбегается вся тусовка, а театру провинции, тем более, театру республик бывшего СССР веры никакой нет, только брезгливость обычная московская. И никаких скидок на обстоятельства, в которых театр делается в регионах. За последние десять лет провинциальная часть афиши всех крупных столичных фестивалей худеет, тает, скукоживается. И если бы я не ездил дважды в месяц куда-то, я бы верил в известную риторику, что провинциальный театр не производит события. Нет, тут совершенно другая установка. А ведь я еще помню, что считали раньше за честь вставить внутрь NETа один-другой российский спектакль, а Международный Чеховский фестиваль вообще-то начинался как фестиваль б. союзных республик, так как был детищем Международной конфедерации театральных союзов - наследником СТД СССР, объединявшим СТД Союзных республик. Может, и "Золотая Маска" скоро перестанет российские спектакли привозить. По крайней мере, пропускает она немало. Мне даже кажется, что именно "Золотая Маска", которая сравнивает московскую ситуацию и российскую без скидок в одной афише, - причина формирования брезгливости к провинциальному театру в Москве.